Архивы блога

Изображение

День памяти святых отцов шести Вселенских Соборов

 

Дата события уникальна для каждого года. В 2022 году эта дата — 31 июля
 Церковь созывала Собор, когда требовалось разрешить какой-либо спорный вопрос или проблему, выработать определенный общий подход или видение. На Вселенские соборы съезжались епископы и представители всех церквей. Постановления, принятые на Соборе записывались в Книгу Канонов (Правил) и впоследствии принимались церковью в качестве учения.
Православной Церковью признаны семь Святых Вселенских Соборов:
Никейский I — 325 год, против ереси Ария
Константинопольский I — 381 год, против ереси Македония
Ефесский — 431 год, против ереси Нестория
 Халкидонский — 451 год, против ереси монофизитов
Константинопольский II — 553 год, «О трех главах»
Константинопольский III — 680—681 годы, против ереси монофелитов
 Никейский II — 787 год, против ереси иконоборцев.

  Литургическое празднование святым отцам шести Соборов объясняется тем, что седьмой Вселенский Собор был призван таковым на Поместном Константинопольском Соборе в 879—880 годах, тогда как каждый из шести был утвержден Вселенским на следующем за ним.
   Смысл особого почитания святых отцов Вселенских Соборов заключается в том, что только Соборы обладали даром выносить непогрешимые и «для всех полезные» определения в области христианской веры и церковного благочестия в кризисные моменты церковной истории.

Изображение

28 июля — день памяти равноапостольного Великого князя Владимира, Крестителя Руси

28 июля празднуется успение святого рав­ноапостольного велик­ого князя Владимира Киевского — самоде­ржца Руси, нареченно­го во святом крещении Василия, просветив­шего землю Русскую святым крещением. Вла­димир был языческим князем, который увер­овал во Христа и обр­атил Русь в правосла­вную веру. Это был мудрый правитель, пол­ководец, святой, кот­орому установлены па­мятники даже за рубе­жом.
Церковь прославила князя Владимира в лике святых как равноап­остольного. Равноапо­стольные святые — это те, кто свою жизнь послужил проповеди Евангелия, распрост­ранению христианской веры среди людей. Цари и князья, просве­щавшие свой народ св­етом Христовым, часто прославляются имен­но как равноапостоль­ные. Например, велик­ая княгиня Ольга, ба­бушка князя Владимир­а, которая стала пер­вым правителем Киевс­кой Руси, принявшим христианскую веру.

Изображение

24 июля — день памяти святой равноапостольной Ольги, великой княгини Российской, во Святом Крещении Елены

  Святая равноапостольная великая княгиня Ольга, в крещении Елена (ок. 890 — 24 июля 969), правила Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича с 945 до 962 года. Первая из русских правителей приняла христианство ещё до крещения Руси, первая русская святая.


Имя Княгини Ольги находится в истоке русской истории, и связано с величайшими событиями основания первой династии и с первым утверждением на Руси христианства.

Великая княгиня вошла в историю как великая созидательница государственной жизни и культуры Руси.


  Ольга приняла христианство только в 60 лет с именем Елена в Константинополе. Ее крестил сам патриарх, крестом, вырезанным из дерева Креста Господня.


Когда правительница вернулась домой, то начала распространять и укреплять христианство на Руси, это заключалось в следующем:
проповедовала христианство среди народа;
строила храмы, деревянная Софийская святыня, храм Благовещения в Витебске, собор Святой Троицы в Пскове, построены на деньги княгини.


Софийский храм был освящен в 960 году но, к сожалению, в 1017 году его уничтожил пожар.

  Скончалась равноапостольная Ольга 11 июля 969 года в Киеве. Соблюдая правила новой веры, княгиня перед смертью повелела сыну не совершать над её могилой языческой тризны и произвести погребение по православному чину.

Изображение

Положение честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625) празднуется 23 июля

Согласно евангельскому повествованию, Риза Господня — часть верхней одежды — плащ (гиматий), которая упоминается в Евангелии в рассказе о том, как кровоточивая женщина исцелилась, как только с верой прикоснулась «к краю одежды Его» (Мф. 9:20-22; Мк. 5:25-34). Эта женщина болела 12 лет, потратила все деньги на врачей, но состояние ее только ухудшалось. Христос не просто исцеляет ее, но и говорит: «Дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя». То есть нечто несоизмеримо большее, чем просто физическое исцеление, получает эта женщина по вере своей.

Кровоточивая женщина исцеляется после прикосновения к краю Ризы Спасителя

Это та самая Риза, в которой Христа вели на Голгофу, и которую воины разделили на четыре части (каждому воину по части).

Один из вариантов предания гласит, что воин, которому досталась Риза Господня, был грузином и впоследствии перенёс её в Грузию. Согласно другому сказанию, один еврей, живший в древней столице Иверии (Грузии) Мцхете, по имени Елиоз, был очевидцем страданий Иисуса Христа на Голгофе и уверовал в Спасителя. Он сумел приобрести Ризу Господню у одного из воинов, и вернулся с ней в Мцхету, где она была положена в храме Светицховели и хранилась там до XVII века.

Мцхета, Грузия

Честную Ризу Спасителя не следует отождествлять с Его Хитоном, который по жребию достался одному из воинов. Хитон — это нижняя одежда (туника, рубаха), которую носили на теле. Этот не сшитый Хитон соткала Своему Сыну Сама Матерь Божия и именно об этом Хитоне повествуется в Евангелии, что его не решились разодрать даже воины, распинавшие Спасителя.

Спаситель в Хитоне перед казнью

Римские воины бросают жребий, кому достанется Хитон

Риза, подобная плащу, была разорвана воинами на части. А Хитон в отличие от ризы, нельзя было делить, иначе бы он просто распустился на нитки. Риза и Хитон ясно различаются в Священном Писании: Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин.19:23-24; Пс.21:19).

34

Хитон Господень в Трире (Франция)

Об обстоятельствах перенесения хитона и ризы из Иерусалима повествуют разные предания.
По преданию Грузинской Православной Церкви, Хитон Господень был принесен еврейским раввином Елиозом из Иерусалима в Мцхету и поныне пребывает под спудом в основании Мцхетского Патриаршего собора Светицховели (празднование в честь Хитона Господня совершается 1 октября).

Собор Светицховели, Мцхети

Собор Светицховели, Мцхети

Никто из мусульманских завоевателей не осмелился посягнуть на это место, прославленное знамением милости Божией — Животворящим Столпом.

Молитва перед Животворящим столпом

Риза Господня, вернее, одна из ее четырех частей, как и Хитон Господень, оказалась в Грузии. В отличие от Хитона, Риза хранилась не в земле, а в сокровищнице собора Светицховели вплоть до ХVII века, когда персидский шах Аббас I, опустошивший Грузию, вывез вместе с другими сокровищами и Ризу Господню.
В эти дни на Руси царствовал благоверный царь и великий князь, самодержец всея России, Михаил Феодорович (первый царь из династии Романовых), а Патриархом был святейший Филарет. Питая любовь и расположение к благоверному царю Михаилу, шах Аббас часто отправлял к нему послов с дарами. Подобно сему и российский царь присылал к нему послов с дарами. В марте 1625 года прибыл в Москву к благоверному царю Михаилу от Аббаса некий славный посол по имени Урусамбек. Он привез с собою послание и много ценных подарков.

Михаил Федорович Романов первый русский царь династии Романовых (1613-1917) Патриарх Филарет Аббас I Великий (Шах-Аббас) — шах Персии (с мая 1587) из иранской шахской династии, Сефевидов, долгое время правившей Персией. Крупный военачальник.

Кроме того, он принес с собою драгоценный подарок святейшему патриарху Филарету, а именно: ризу Господа нашего Иисуса Христа, положенную в золотом ковчеге, украшенном драгоценными камнями. В этом послании персидский шах извещал, что риза Христова найдена во время завоевания Иверской страны в митрополичьей ризнице, где она была запечатана в одном из крестов. Взяв эту ризу, шах и отправил ее в дар святейшему патриарху Московскому.
Святейший патриарх Филарет с радостью принял великий дар, а потом призвал к себе находившихся в то время в Москве опытных греческих старцев. Святейший патриарх Филарет спросил этих старцев-греков — знают ли они что-нибудь о ризе Господней, и что говорят о ней в странах греческих? Каждый из старцев поведал то, что ему было известно, говоря, что много чудес творилось сею ризою Христовою.
Святейший патриарх Филарет выслушал все сообщения о ризе Господней, потом посоветовался с преосвященными российскими архиереями.
Поскольку Ризу прислал иноверный царь, а «неверных слово без испытания во свидетельство не приемлется», стали искать доказательства подлинности присланной святыни. Патриарх Филарет пожелал иметь свидетельство свыше. Во всех монастырях и храмах был объявлен строгий пост и молитва, чтобы Господь Бог Сам явил Свою волю об этой святыне. Потом, совершив всенощное бдение в Неделю Крестопоклонную (4-я Неделя Великого поста), святейший патриарх повелел ризу Христа Спасителя и Бога нашего возлагать на больных подобно тому, как в древности благочестивая царица Елена возложила на мертвеца крест Христов для удостоверения всех в его истинности. Как и тогда, все удостоверились в истинности ризы Господней, ибо от неё получили исцеление и скорое выздоровление все болящие, на которых она возлагалась.
И благоверный царь, и святейший патриарх преисполнились великой радости о такой благодати. Честная Риза была торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля.

Успенский Собор Московского Кремля

В Успенском соборе

Православные христиане в великом множестве приходили в Успенский собор, чтобы поклониться Ризе Спасителя. Одержимые тяжкими недугами, не имевшие возможности дойти до собора, просили приносить Ризу Господню к ним домой для исцеления. Просили так часто, что Ризу разделили на несколько частей. По описи Успенского собора 1627 г. в храме было три части Ризы Господней. Одна часть Ризы называлась большой, вторая — меньшой, а третья предназначалась для ношения по домам к болящим. Кроме того, частицы Ризы посылались по монастырям.
Впоследствии две части Ризы Господней находились в Петербурге: одна в соборе Зимнего Дворца, другая в Петропавловском соборе. Часть Ризы хранилась также в Успенском соборе в Москве и малые частицы — в Киево-Софийском соборе, в Ипатьевском монастыре близ Костромы и в некоторых других древних храмах.
Событие перенесения честной ризы Господней произошло в марте месяце, во время Великого поста, но ради великопостного времени празднование перенесения честной ризы Господней перенесено на 23 июля, так как непосредственно перед этим был торжественно коронован царь Михаил Феодорович.
В Москве ежегодно 23 июля (по н.ст.) Риза Господня торжественно выносилась из придела во имя святых апостолов Петра и Павла Успенского собора, и она полагалась на аналое для поклонения во время Богослужения. После Литургии Ризу уносили на прежнее место.
Около 1627 г. была написана икона «Положение Ризы Христовой». В праздник Положения честной Ризы Господней вместе с ней чествовался иГвоздь Господень. Его в 1688 г. привёз в Москву грузинский царь Арчил Вахтангович, переселившийся сюда на жительство; позднее указом Петра I велено было отдать Гвоздь Господень на хранение в Успенский собор.

Храм Ризоположения в Москве на Донской улице

Храм Ризоположения в Москве на Донской улице

На месте торжественной встречи московским духовенством в 1625 г. посольства персидского шаха Аббаса, передавшего в дар Ризу Господню, частицу одежды, в которой Христа вели на Голгофу, в 1690 году был сооружен деревянный храм — церковь Ризоположения, что на Донскойулице в Москве. В 1951 году Святейшим Патриархом Алексием I, в связи с 250-летием этой церкви, была передана малая частица Ризы.

В Храме Ризоположения на Донской хранится аналойная икона «Положение ризы Господней в Москве» с серебрянным крестом и в нем частицей ризы Господней.

После революции в 1922 году, когда было издано печально известное постановление ВЦИК об изъятии церковных ценностей в помощь голодающим Поволжья, многие части Ризы Господней, хранившиеся в разных монастырях, были утеряны. «Московская» часть Ризы, хранившаяся в алтаре Успенского собора была перенесены в Крестовоздвиженский монастырь, находившийся неподалёку, в начале Воздвиженской улицы. Когда монастырь закрыли и разрушили, а духовенство его арестовали, святыни были у Церкви конфискованы и помещены в фонды Музеев Московского Кремля, где и сохранялись (подчас с большими трудами и опасностями) музейными работниками в неприкосновенности вплоть до настоящего времени. Среди них находился и ковчег с Ризой Господней, который попал в отдел драгоценных металлов. Как выяснилось, святыня всё это время хранилась в музейных фондах под другим названием. Ковчег и панагия хранились под разными номерами просто как церковная утварь, и даже сведения об их происхождении были искажены. По мнению музейных работников, это было сделано намеренно, с целью спасти реликвию от большевиков, которые, без сомнения, уничтожили бы её.
19 ноября 2007 года, во время встречи в Кремле Святейшего Патриарха Алексия II с Президентом России Владимиром Владимировичем Путиными, состоялась передача Церкви фрагмента Ризы Христовой, хранившейся в Музеях Московского Кремля. Святейший Патриарх отметил огромную важность акта возвращения великой святыни и сообщил, что отныне она будет храниться в кафедральном соборе Москвы — Храме Христа Спасителя — и к ней, как и в прошлом, во множестве смогут приходить люди, дабы воздавать ей должное почитание и получать духовную поддержку.

Частица Ризы Господней был передана Владимиром Путиным Его Святейшеству Алексию II. Риза передана в Храм Христа Спасителя навсегда, доступ к святыне открыт в субботние и воскресные дни.

Частица Ризы Господней был передана Владимиром Путиным Его Святейшеству Алексию II. Риза передана в Храм Христа Спасителя навсегда, доступ к святыне открыт в субботние и воскресные дни.

Часть Ризы Господней в храме Христа Спасителя в Москве

Часть Ризы Господней в храме Христа Спасителя в Москве

В этот день полагается также служба Животворящему Кресту Господню, ибо положение Ризы в Успенском соборе в 1625 году совершилось 27 марта, в день, который тогда приходился на Неделю крестопоклонную.

Изображение

19 июня — Неделя 1- я по Пятидесятнице. День Всех Святых

 

Святая Пятидесятница не оканчиваетсяс отданием праздника, но продолжается весь год. Она продолжается в ежедневном почитании тех, кто стяжал благодать, кто стал храмом Духа Святого. Неделя всех святых – это продолжение Пятидесятницы – память всех, кто подобно апостолам принял дар Утешителя.

Святость – это доказательство истинности Церкви и живая икона Христа. Господь вознесся, но дивно прибывает с нами во святых Своих. Святитель Лука Крымский говорил в этот день: «Велик и свят этот день, и надлежит нам, хотя бы молебным пением, почтить его и испросить у всех святых предстательства их пред Богом за нас, чтобы и нам грешным стать хотя бы в последних рядах тех, которых удостоил Господь Бог назвать Своими чадами, тех, которые вторично родились, уже «не от хотения плоти, не от хотения мужа» (Ин. I, 13), но от Самого Бога и безмерной силы Евангелия Христова. Сие да будет со всеми нами!».

Изображение

12 июня — День Святой Троицы

12 июня — День Святой Троицы Пятидесятница.

День Святой Троицы — великий двунадесятый праздник, который установлен в воспоминание о сошествии Святого Духа на апостолов в виде огненных языков. Праздник получил ещё название Пятидесятницы, потому что сошествие Святого Духа совершилось в пятидесятый день после Воскресения Христова.

Празднование Дня Святой Троицы уходит своими корнями ещё в ветхозаветные времена. На 50-й день после ветхозаветной Пасхи у горы Синай пророк Моисей дал своему народу Божий закон и основал ветхозаветное священство. Этот день стал днём основания ветхозаветной Церкви.

 

Подобным образом День Святой Троицы связан с новозаветной Пасхой, потому что на 50-й день после Своего воскресения из мертвых Иисус Христос послал апостолам Утешителя — Духа Святого.

День сошествия Святого Духа стал днём основания на земле Новозаветной Церкви, а Сионская горница явила собой первый христианский храм.

 

Благодать Святого Духа, которая была явно преподана апостолам в виде огненных языков, теперь подаётся в нашей Святой Православной Церкви невидимо: в её святых таинствах через преемников-апостолов — епископов и священников

.

Изображение

Всенощное бдение накануне дня Светлой Троицы

Накануне вечером в храме служится всенощное бдение. Этот вид богослужения сложился во времена первых христиан. Тогда служба продолжалась всю ночь, отчего и получила такое название. В наше время служба, конечно, короче, однако духовный смысл ее остался прежним — достойно подготовить верующего человека к Божественной литургии.

Еще днем накануне праздника святой Троицы храм преобразился. Вход в храм и иконы в притворе украшены березовыми веточками.

Начинается всенощное бдение великой вечерней. Отверзаются царские врата, проводится каждение алтаря, затем иконостаса и всего храма. Вечерня наполнена глубоким духовным смыслом, она символизирует Божественную благодать, наполнявшую Рай в ветхозаветные времена.


Каждение всего храма знаменует Духа Святого, Который, как повествует Библия, «носился над водою» при создании мира. Каждением воздается честь иконам и всем святым, призывается благодать Божия на предстоящих людей.

Во время вечерни проводится освящение хлебов, пшеницы, вина и елея. Перед началом освящения читаются особые молитвы — литии, в которых церковь просит ходатайства перед Богом у всех святых. В литийных молитвах церковь просит об оставлении грехов, избавлении от стихийных бедствий, войн, междоусобиц.Эти молитвы усиливаются многократным пением «Господи, помилуй»

В воспоминание о пяти евангельских хлебах, которыми Господь насытил пять тысяч человек, освящаются пять хлебов, а также пшеница, вино и масло (елей). Священник молится об умножении этих Божиих даров и благословляет их.

Во время освящения проводится каждение Божиих даров.

Освящение хлебов, пшеницы, вина и елея завершает вечерню. Песнопение «Буди Имя Господне благословенно от ныне и до века» служит переходом к службе утрени.

В храме гасятся все свечи и начинается чтение шестопсалмия — шести избранных псалмов. Шестопсалмие как бы заменяет всю Псалтирь, которая прочитывалась полностью на всенощных бдениях во времена первых христиан. Шестопсалмие символизирует душевное состояние людей после изгнания из Рая и поиск людьми пути духовного спасения. Своим пришествием в мир Господь Иисус Христос открыл этот путь. 

По завершении чтения Псалтири начинается самая торжественная и яркая часть утрени — полиелей. В переводе с греческого полиелей означает «обилие масла» — символа Божией милости и благодатных даров. В это время в храме возжигаются все светильники. Эта часть всенощного бдения символизирует нетварный Свет Христов, явленный в Его Воплощении и Воскресении из мертвых. Прихожане с началом полиелея затепляют свечи.

Обилие света и множество горящих свечей — символов Света Христова явлются характерными особенностями этой части утрени. Открываются царские врата и священник совершает каждение всего храма, символизируя жен-мироносиц и апостолов, которые , узнав от ангелов о Воскресении Христовом, возвестили эту радость всем верующим.

В заключительной части утрени священник проводит помазание прихожан освященным елеем (маслом).

Изображение

11 июня в нашем храме совершил панихиду архиепископ Подольский и Люберецкий Аксий

11 июня в Троицкую родительскую субботу архиепископ Подольский и Люберецкий Аксий совершил Божественную литургию и Панихиду в храме Николая Священномученика г. Подольска.


В сослужении Секретаря Подольского епархиального управления иерея Константина Семёнова, благочинного церквей Подольского округа протоиерея Олега Сердцева, настоятеля храма протоиерея Марка Ганабы и клириков храма.

Богослужебные песнопения исполнил архиерейский мужской квартет под управлением Александра Веретенникова.

По окончании богослужения настоятель храма протоиерей Марк Ганаба приветствовал Владыку и вручил памятный подарок от прихода — кадило, изготовленное по древнерусским образцам 16-го века.


Затем владыка Аксий обратился к прихожанам и духовенству со словами поздравлений и благопожеланий.

Изображение

5 июня Православная Церковь чтит память святых отцов I Вселенского Собора.

Воспоминания одного из ключевых событий христианской истории – Собора всей земной Церкви Христовой, созванного святым равноапостольным императором Константином в городе Никее (325г.) В это время в Римской империи уже прекратились антихристианские гонения, а сам император Константин пришёл к христианской вере, хотя ещё и не принял Святое Крещение. Именно на Никейском соборе была принята первая часть православного Символа веры, осуждены арианство и ряд других ересей, выработаны 20 церковных правил (канонов), определён день празднования Пасхи.
Среди участников I Вселенского Собора были такие великие угодники Божии, как святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, святитель Спиридон, епископ Тримифунтский, и многие другие святые.
Также было определено первенство чести четырёх самых древних Поместных Церквей: Римской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской.

Изображение

2 июня — Вознесение Господне

О Вознесении Христос предупреждал первосвященника Каиафу накануне Своего распятия: Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией (Лк 22:69). Так и произошло: через сорок дней после Воскресения Господь вознесся на небо.


Иисус Христос является одновременно и Богом, и человеком. Это один из важнейших постулатов христианства. Как Бог Он присутствовал в небесном мире всегда, а как человек — вошел в него в день Вознесения.

Христос прожил жизнь абсолютно свято и целиком подчинил Свою человеческую волю Божественной. Тем самым Он исправил грех Адама, сделав человека достойным взойти на высоту, немыслимую даже для ангелов.


Вознесшись на небо, Господь стал гораздо ближе к каждому из нас. Когда Он ходил по земле, то мог общаться лишь с теми, кто был рядом с Ним. Но с момента Вознесения Он, как истинный Бог, пребывает в вечности и в любой точке пространства.
Таким образом, Вознесение Христово дает возможность вхождения в эту вечность и для каждого из нас.